Про звук и STEAM

Не надо далеко ходить, чтобы найти объект для проведения целой серии STEAM-уроков. Проект, с виду простой:

озвучиваем мультфильм или презентацию.

Помимо собственно информатики, освоения оборудования, программ, техник записи и обработки звука на компьютере, плавно переходим к учебным предметам.

Физика

На физике — изучаем колебания среды, экспериментируем со способами извлечения звука и обосновываем условия и причины его образования и преобразования. С использованием доступных аудиоредакторов (например, audacity) «играем» с частотными и прочими характеристиками.

Ещё проще и эффективнее — побегать с микрофоном и в разных помещениях записать один и тот же звук, а затем сравнить результаты.

Математика и тригонометрия

На математике в старших классах переходим к практической тригонометрии, изучая функции, через которые описывается звук. Опять же, можно поиграть с генерацией звуков с помощью этих функций или хотя бы их параметров в звуковых редакторах.

Биология

На биологии размышляем о высших и низших формах жизни, какие организмы способны создавать и воспринимать звук, какой. Ультразвук, который, к примеру, используют дельфины — один из поводов отнести их к разумным существам.

А что может быть приятнее и интереснее, чем не просто послушать, а самим записать звуки природы, научиться различать голоса птиц, общаться со своими домашними питомцами на из языке? По секрету — есть даже мобильные приложения-разговорники для котов 🙂 почему бы не сделать свой?

Язык и литература

На уроках языка и литературы обсуждаем вопросы формирования звуков речи с использованием речевого аппарата человека (можно и анатомию слегка изучить 😉 ). Разбираемся, насколько важна интонация, как выразить чувства, эмоции. К слову, в программных синтезаторах и распознавателях речи эти вопросы ещё не так хорошо изучены и применены на практике.

Чтобы было ещё интереснее, пробуем сами озвучить свои игры, мультфильмы.

Стоит ли говорить о музыке и пении? 😉

Иностранные языки

На первый взгляд, это не относится напрямую к работе со звуком. Однако нельзя не упомянуть о том, что любые игры и мультфильмы, книги, в том числе, особенно популярные, переводятся на иностранные языки. Так, работая с сюжетом мультфильма и озвучивая его, на уроках иностранного языка интереснее будет попробовать также сделать их перевод на иностранный язык, либо с иностранного — на родной.

В этом контексте, в качестве дополнения, хочет порекомендовать ознакомиться с методикой работы со сказками, которую недавно опубликовали на одном очень хорошем сайте.

Музыка и пение

Всё-таки поговорим 🙂

Самое время и место на уроках музыки и пения больше узнать о музыке и поработать с собственным голосом.

Помня о том, что мы выполняем проект по озвучиванию мультфильма или видео-презентации, без лишней теории, на практике, начинаем понимать, что далеко не любая музыка подойдёт к тому или иному сюжету или тематике.

Возможно, у кого-то появится желание написать свой собственный музыкальный трек с помощью редактора для создания музыки. Сейчас много разных, и это большая отдельная стихия.

Немаловажно и вполне логично здесь же обсудить вопросы авторского права.

Ну а уроки пения на то и нужны, чтобы поработать с голосом и дикцией! При этом совсем необязательно петь. Многие ребята и девчата, мечтающие стать блогером, не подозревают, что от голоса диктора зависит успех канала. Он должен не просто громко говорить, но и понятно, выразительно, приятно для слушателя.

По секрету — наработке хорошего дикторского голоса очень способствует пение 😉

А ещё — весьма полезное упражнение для каждого — записать свой голос, а потом послушать. Откроете много нового! Это помогает также в формировании объективной самооценки. Существует даже специальная терапия, основанная на работе с голосом.

Психология, окружающая среда

На уроках психологии (если таковые имеются) и охраны окружающей среды уместно поговорить о том, как звук и музыка влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека, почему растения и животные лучше себя чувствуют, цветут и плодоносят под воздействием симфонической, классической музыки, а какая музыка разрушает организмы.

Затронуть можно и вопросы, касаемые людей, лишенных слуха, с нарушениями речи, подняв непростые, но очень важные и глубинные психологические проблемы.

Экспериментируем

Самые смелые могут попробовать провести эксперименты:

  • с пребыванием в помещении, изолированном от звука (такое ещё надо постараться найти или создать)
  • либо провести день, не произнося ни звука,
  • да хотя бы просто посмотреть фильм или мультик, выключив звук (это весело! 🙂 Особенно забавны музыкальные клипы без звука) и пр.

Химия

Даже на уроках химии можно попробовать изучить кристаллические решетки и прочие «рисунки», образуемые под воздействием разных слов, звуков, музыки, частот. Наглядных материалов полно в том же Ютубе. Несложно от этого перейти к изучению свойств различных веществ и материалов, рассуждая о химическом составе и способностях пропускать, отражать, издавать звук.

Прям названия уроков напрашиваются «Физика звука», «Математика звука», «Программирование звука», «Химия звука» и т.д. 😉

Профориентация

Ну а на уроках по профориентации выходим на целый веер современных профессий: от музыкантов, композиторов, диджеев, исполнителей, продюсеров до звукорежиссёров, саунд-дизайнеров, сценаристов, акустиков и прочих.

А ведь есть ещё современные технологии использовании звука в поиске полезных ископаемых, определении возраста археологических находок, измерении расстояний…



Думаю, организаторы конкурса #МедиаБУМ от #movaviedu не обидятся, если вы используете некоторые их идеи и учебные материалы. Ведь они лежат в открытом доступе.

Присоединиться к конкурсу можно в любой момент, так как он состоит из нескольких туров и длится аж до апреля 2022 года. 

Добавить комментарий